Трансфертное ценообразование - Отчитываемся о контролируемых операциях по-новому!

 28 Березня 2016

В начале этого года Министерство финансов Украины утвердило новую форму Отчета о контролируемых операции и порядок его составления  (Приказ Министерства финансов Украины от 18.01.2016 № 8 Об утверждении формы и Порядка составления Отчета о контролируемых операции, дальше -Приказ № 8)

Приказом № 8 форма Отчета о контролируемых операциях и Порядок его составления приведены в соответствие с положениями Закона Украины от 15 июля 2015 N 609-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» (далее Закон 609).

Напомним, что трансфертное ценообразование - это методика определения "справедливой (обычной) цены" торговых операций для целей налогообложения прибыли.

Согласно международным нормам  (Руководство ОЭСP по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов) и Налоговому кодексу Украины, трансфертное ценообразование базируется на принципе «вытянутой руки» и предусматривает увеличение налоговых обязательств связанных лиц до уровня налоговых обязательств несвязанных (посторонних, находящихся «на расстоянии вытянутой руки») лиц при условии сопоставимости условий совершенных ими операций.

Законодательные определения понятий "связанное лицо" и "обычная цена" приведены соответственно в ст. 14.1.159 НКУ и ст.14.1.71 НКУ.

Трансфертное ценообразование (ТЦО) регулируется статьей 39 НКУ "Трансфертное ценообразование", которая, в частности, содержит критерии соответствия хозяйственных операций принципу "вытянутой руки" (ст.39.1. НКУ «Принцип «вытянутой руки»») и определяет перечень операций, которые контролируются фискальными органами на предмет соответствия указанному принципу (ст.39.2 НКУ "Контролируемые операции").

Напомним об отдельных новшествах, внесенных Законом 609 в порядок ТЦО, которые необходимо учесть при составлении Отчета о контролируемых операциях за 2015 год:

  • повышен до 50 млн. грн. стоимостной предел дохода налогоплательщика, при превышении которого его хозяйственные операции рассматриваются на предмет отнесения их к контролируемым;
  • хозяйственные операции плательщика налога с резидентами теперь не относятся к контролируемым;
  • увеличен до 5 млн. грн.  годовой объем операций с одним контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета,  при превышении которого операция будет считаться контролируемой (если один и тот же контрагент принимал участие как в операциях приобретения, так и в операциях продажи, во внимание берется суммарный объем этих операций);
  • отмечено, что хозяйственные операции с нерезидентом, зарегистрированным в государстве (на территории), включенной в Перечень государств (территорий), которые отвечают критериям, установленным ст. 39.2.1.2 НКУ, будут рассматриваться как контролируемые только с даты включения такого государства (территории) в указанный перечень;
  • предусмотрено использование метода сравнительной неконтролируемой цены для проверки на соответствие принципу «вытянутой руки» операций по экспорту и / или импорту товаров, имеющих биржевую котировку; диапазон цен для таких операций рассчитывается на основании биржевых котировок в соответствии с Порядком расчета диапазона цен (рентабельности) и медианы такого диапазона для целей трансфертного ценообразования; перечень товаров, имеющих биржевую котировку, и мировых товарных бирж для каждой группы товаров определяется Кабинетом Министров Украины (на сегодня перечень не утвержден, проект соответствующего постановления КМУ обнародован на  сайте Минэкономразвития;
  • возвращен перечень показателей рентабельности, которые могут использоваться при определении уровня рентабельности контролируемых операций;
  • исключена норма относительно предоставления информации о совершенных контролируемых операциях вместе с декларацией о прибыли;
  • изменены некоторые штрафы за нарушение правил ТЦО: за непредставление отчета о контролируемых операциях теперь необходимо оплатить 300 минимальных зарплат, за недекларирование контролируемой операции в отчете о контролируемых операциях - 1% от суммы такой операции, но не более 300 минимальных зарплат за все незадекларированные операции;
  • формирование Отчета о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию по итогам 2015 осуществляется на основании и с учетом норм Закона 609.
На последний пункт обращают внимание и налоговики в письме Межрегионального главного управления ДФС - Центрального офиса по обслуживанию крупных плательщиков от 12.11.2015 г. № 25274/10 / 28-10-06-11 « О предоставлении разъяснений»

Отчет о контролируемых операции 2015 года подают плательщики налога на прибыль - юридические лица, для которых совершенные ими операции признаются контролируемыми в соответствии со ст.39.2.1.7 НКУ, то есть при одновременном выполнении следующих условий:
  • годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 50 мил. гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;
  • объем таких хозяйственных операций налогоплательщика с контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 5 мил.  гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.

Отчет о контролируемых операциях за 2015 год необходимо подать не позднее 1 мая 2016 года средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законодательства по электронному документообороту и электронной цифровой подписи.

Об особенностях заполнения обновленного Отчета о контролируемых операциях в программе «M.E.Doc» мы расскажем в наших следующих материалах.




Повернення до списку